Предложения по тексту проекта «Приоритетные направления деятельности и задачи Национального объединения строителей на 2010 – 2011 годы»
Проект
Утверждено
решением II Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ НА 2010 – 2011 ГОДЫ
Последствия мирового экономического кризиса привели к существенному снижению инвестиционной активности в Российской Федерации. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2009 году инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах сократились на 16,2% по сравнению с 2008 годом. Это не могло не сказаться на общих итогах строительной деятельности. По сравнению с 2008 годом произошло ухудшение многих показателей:
· объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», уменьшился на 16% (составил 3869,1 млрд.руб.),
· среднесписочная численность работников в строительстве уменьшилась на 7,6%;
· ввод в эксплуатацию зданий уменьшился по общей площади на 12,5% (составил 89,8 млн.кв.м.), жилых зданий – на 6,7% (составил 59,8 млн.кв.м.);
· ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием уменьшился на 51,3% (составил 1813,7 км.), мостов – на 45% (введено 124 моста);
· ввод в действие нефтяных скважин эксплуатационного бурения уменьшился на 25%, газовых – на 69% (введено соответственно 2936 и 65 шт. скважин);
· построено линий электропередачи напряжением 35 кВ. и выше – 1509 км, напряжением 6-20 кВ. – 1357 км, напряжением 0,4 кВ. – 1554 км, что составляет соответственно 54%, 46% и 42% от уровня 2008 года.
Влияние экономического кризиса на строительную отрасль усугубилось комплексом накопившихся годами управленческих ошибок на всех уровнях власти. Такие ошибки во многом были вызваны отсутствием системы взаимодействия государственных и муниципальных органов с профессиональным сообществом.
С 1 января 2010 года в строительной отрасли внедрен принципиально новый институт регулирования предпринимательской деятельности – саморегулирование, который обеспечивает консолидацию в масштабах страны строительного сообщества. Это позволяет выстроить эффективную систему взаимодействия всех уровней власти с участниками рынка, совместно решать стратегические задачи строительной отрасли:
· улучшение инвестиционного климата;
· повышение эффективности работы строительных организаций;
· обеспечение безопасности строительства зданий и сооружений.
Переход строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию состоялся, несмотря на пессимистические предсказания скептиков. В сфере выполнения строительных работ создано более 200 саморегулируемых организаций. Допуск на рынок по новым правилам получили около 60 000 строительных организаций. Начало функционировать Национальное объединение строителей. Именно сейчас, на этапе становления саморегулирования, необходимо доказать эффективность этого нового института и его общественную пользу. Для этого чрезвычайно важно правильно определить текущие приоритеты и задачи Национального объединения строителей, отвечающие не только интересам саморегулируемых организаций и ее рядовых членов, но и государственным интересам, интересам потребителей строительных работ.
В этой связи Национальное объединение строителей объявляет приоритетными направлениями деятельности на 2010 – 2011 годы следующие:
1) искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций;
2) участие в техническом регулировании в строительстве;
3) содействие устранению необоснованных административных барьеров в строительстве;
4) поддержка малого бизнеса в строительстве;
5) совершенствование внутренней нормативной базы саморегулирования;
6) развитие института страхования в системе саморегулирования;
7) совершенствование повышения квалификации кадров;
8) информационное обеспечение саморегулирования.
I. ИСКОРЕНЕНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Оценка состояния дел
Основным недостатком системы государственного лицензирования в строительной отрасли была ее глубокая коммерциализация. Формальная плата за выдачу лицензии составляла лишь небольшую часть расходов, которые строительная организация обязана была нести для ее получения. Лицензионные органы обросли множеством посреднических структур, без помощи которых получить лицензию было практически невозможно. Появилась большая прослойка так называемых «юридических компаний», которые за плату обеспечивали строительные организации документами, необходимыми для лицензии, помогали фиктивному оформлению в штат строительных организаций недостающих специалистов, а также фиктивному оформлению необходимого имущества. На этом фоне широкое распространение получила практика торговли документами о повышении квалификации без реального обучения. При этом к повышению квалификации допускались только те образовательные организации, которые отчисляли существенную часть доходов посредническим структурам.
Накопленный «опыт» зарабатывания средств на предоставлении права выполнять строительные работы не мог не передаться от лицензирования к саморегулированию. Проведенное в ноябре 2009 года исследование компании Infoline наглядно продемонстрировало, что с переходом отрасли на саморегулирование преступный юридический бизнес не прекратил своего существования. Сейчас он «прилип» к некоторым саморегулируемым организациям, обеспечивая им большую членскую базу. Юридические компании за отдельную плату гарантируют облегченное вступление в саморегулируемые организации без какой-либо проверки, получение документов о повышении квалификации без обучения, обеспечение строительных компаний фиктивными работниками. Как и прежде, интернет пестрит объявлениями о продаже готовых строительных организаций со всеми допусками к опаснейшим работам. Все это дискредитирует саму идею саморегулирования. К сожалению, нельзя не отметить слабую борьбу с коммерциализацией саморегулирования Ростехнадзора – государственного органа, ответственного за соблюдение саморегулируемыми организациями законодательства.
1.2. Задача Национального объединения строителей
Искоренение коммерциализации деятельности саморегулируемых организаций, использования института саморегулирования в качестве средства незаконного обогащения.
1.3. Методы решения задачи
Аппарат Национального объединения строителей должен осуществлять регулярный мониторинг деятельности саморегулируемых организаций, рекламы юридических компаний и организаций по повышению квалификации. Результаты мониторинга должны направляться в Комитет по регламенту Национального объединения строителей для рассмотрения и дальнейшего направления, при необходимости, в органы государственного надзора. Указанная деятельность должна осуществляться открыто с опубликованием ее результатов на сайте Национального объединения.
Национальное объединение строителей должно тесно сотрудничать с правоохранительными органами с тем, чтобы пресекать деятельность саморегулируемых организаций, выдающих свидетельства о допусках псевдостроительным организациям, через счета которых осуществляется незаконное обналичивание денежных средств.
Национальное объединение строителей должно тесно взаимодействовать с органом надзора за деятельностью саморегулируемых организаций – Ростехнадзором путем направления в орган надзора информации о нарушениях, участия в составе создаваемых Ростехнадзором комиссий по проверкам саморегулируемых организаций. В случае низкой эффективности деятельности Ростехнадзора в борьбе с коммерциализацией саморегулирования Национальное объединение строителей поставит вопрос перед Правительством Российской Федерации о передаче соответствующих полномочий другому федеральному органу исполнительной власти.
Национальное объединение строителей должно принять Кодекс чести руководителя саморегулируемой организации, конкретизирующий перечень недопустимых действий указанных лиц, а также организовать систему контроля за соблюдением Кодекса чести и наказаний за его нарушение.
II. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
2.1. Оценка состояния дел
В последнее десятилетие по разным объективным и субъективным причинам нормативная техническая база, определяющая требования к безопасности и качеству строительства, практически не разрабатывалась и не обновлялась. В результате ряд действующих нормативных технических документов в существенной мере устарели, в них не отражены возможности использования новых технологий и международного опыта. Существующие формы оценки соответствия объектов строительства во многом дублируют друг друга и не учитывают возможности созданного института саморегулируемых организаций. Это приводит к созданию необоснованных административных барьеров в строительстве, росту себестоимости, широкому распространению коррупции в органах государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора.
Принятие технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» создало возможность сохранить преемственность нормативной технической базы в строительстве, обеспечить безопасность зданий и сооружений на всех этапах их жизненного цикла за счет выполнения обязательных требований нормативных технических документов, включенных в соответствующий Перечень национальных стандартов и сводов правил, в т.ч. строительных норм и правил. В то же время этот закон открывает новые возможности для развития системы технического регулирования в строительстве и устанавливает жесткие сроки актуализации действующих строительных норм и правил.
В настоящее время завершается подготовка ко второму чтению в Государственной Думе РФ технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий», а также интенсивно разрабатываются в области строительства технические регламенты по программе ЕврАзЭС, которые будут основополагающими для стран – членов Таможенного союза.
2.2. Задачи Национального объединения строителей
Формирование доказательной базы принятых регламентов, определение приоритетных направлений актуализации действующих нормативных документов и их гармонизацию с международными, региональными и зарубежными.
Разработка системы стандартов саморегулируемых организаций в строительстве, создание в рамках Национального объединения строителей системы подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в строительстве.
Организация постоянно действующей системы официальных разъяснений по применению технических регламентов и нормативных документов в строительстве, а также по вопросам оценки соответствия объектов технического регулирования в строительстве.
2.3. Методы решения задачи
Аппарат Национального объединения строителей должен организовать участие представителей (экспертов) объединения в рабочих группах по разработке технических регламентов в строительстве, в т.ч. в рамках ЕврАзЭС, а также в работе подгруппы по строительству регулятивного диалога Российской Федерации и Европейского Союза.
Информация о ходе разработки и рассмотрения проектов технических регламентов должна направляться в отраслевые комитеты Национального объединения строителей для рассмотрения. Указанная информация должна публиковаться на сайте Национального объединения.
Аппарат Национального объединения строителей должен организовать на условиях софинансирования с федеральными органами власти проведение анализа существующей нормативной технической документации в строительстве и подготовку предложений по формированию (актуализации, пересмотру и отмене) доказательной базы технических регламентов.
Важная роль в системе технического регулирования в строительстве отводится отраслевым комитетам Национального объединения строителей. Они должны:
· принимать участие в анализе существующих нормативных документов (по закрепленным направлениям);
· вносить предложения по определению конкретных направлений разработки и актуализации нормативной базы технического регулирования;
· рассматривать проекты нормативных технических документов и давать заключения о целесообразности их принятия;
· вносить предложения по снижению административных барьеров в системе технического регулирования в строительстве.
Национальное объединение строителей совместно с саморегулируемыми организациями должно выделить существенные средства на разработку и актуализацию нормативной базы технического регулирования в строительстве. Национальное объединение строителей должно организовать привлечение средств саморегулируемых организаций и частных компаний на цели совершенствования базы нормативного технического регулирования в строительстве.
Свою деятельность в указанном направлении Национальное объединение строителей должно осуществлять в тесном взаимодействии с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Ростехрегулированием.
Информация о ходе формирования доказательной базы регламентов и направлениях ее разработки и актуализации должна опубликовываться на сайте Национального объединения.
На первом этапе необходимо профинансировать проведение анализа нормативных документов и разработку проекта Перечня обязательных для исполнения национальных стандартов и сводов правил (СНиПов), предусмотренного техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений».
В дальнейшем основная работа должна проводиться в направлении разработки национальных (межгосударственных) стандартов и сводов правил, обеспечивающих доказательную базу принятых технических регламентов, а также системы стандартов саморегулируемых организаций в области строительства.
III. СОДЕЙСТВИЕ УСТРАНЕНИЮ НЕОБОСНОВАННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1. Оценка состояния дел
Несмотря на существенное изменение к лучшему федерального законодательства о градостроительной деятельности, необоснованные административные барьеры продолжают оставаться бедой строительной отрасли России.
Одной из основных проблем является массовое несоблюдение властями всех уровней законодательства о градостроительной деятельности. На уровне Российской Федерации, большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований до сих пор отсутствуют документы территориального планирования, что создает неопределенность в инвестиционной деятельности. Институт градостроительного плана земельного участка не нашел в должной мере своего применения, как это предусмотрено федеральным законодательством. По-прежнему в нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации задача определения вида разрешенного использования земельного участка лежит на инвесторе. Власть не может перейти в своей деятельности от удобного ей принципа «запрещено все, что не разрешено» к принципу, установленному градостроительным законодательством «разрешено все, что не запрещено». Во многих регионах и городах сохраняются незаконные требования о многочисленных согласованиях проектной документации перед ее направлением на государственную экспертизу. Мало, где в должной мере внедрена и функционирует информационная система обеспечения градостроительной деятельности, которая призвана обеспечивать инвесторов всей необходимой информацией для принятия решений. Одной из основных проблем для инвесторов сохраняется вопрос получения технических условий на подключение к сетям общего пользования. Практически повсеместно не соблюдается федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предусматривающий обязательность разработки и утверждения в местных представительных органах комплексных программ развития организаций коммунального комплекса, на основе которых должны открыто и прозрачно определяться тарифы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Несмотря на принятые решения об объединении систем регистрации недвижимости и кадастрового учета, прогресса в этой сфере не видно. По-прежнему кадастровый учет земельных участков и регистрации прав на недвижимость осуществляются месяцами, а получение необходимой для инвестора информации неоправданно усложнено.
Практически на всех этапах инвестиционного цикла сохраняется и процветает коррупция.
Все указанное выше не может не сказываться на инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Как следствие, строительный комплекс испытывает глубокий дефицит частных инвестиций. Государственные и муниципальные инвестиции в этих условиях являются спасением для строительной отрасли. Однако несовершенство законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд существенно снижает эффективность государственных и муниципальных инвестиций в строительство. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» во многом обеспечил развитие конкуренции в секторе выполнения строительных работ, однако породил множество проблем. В России широкое распространение получил бизнес недобросовестных предпринимателей, устанавливающих демпинговые цены, умышленно срывающих торги, пользующихся отсутствием общепринятой в мире системы предквалификации участников торгов.
3.2. Задача Национального объединения строителей
Всемерное содействие деятельности правительства по выявлению и устранению необоснованных административных барьеров в строительстве.
3.3. Методы решения задачи
Национальное объединение строителей должно сформировать систему систематического мониторинга административных барьеров в строительстве по субъектам Российской Федерации и крупным городам. На основании мониторинга должен формироваться ежегодный отчет об административных барьерах, содержащий результат обобщения выявленных барьеров и предложения по механизмам их устранения. Отчет должен представляться Президенту Российской Федерации, Правительству и Федеральному Собранию.
Национальное объединение строителей должно на системной основе готовить предложения по совершенствованию законодательства о градостроительной деятельности, иного законодательства, влияющего на инвестиционный климат в строительной сфере. Важная роль в этом отводится отраслевым комитетам Национального объединения строителей. Они должны вносить предложения по определению конкретных направлений совершенствования законодательства, рассматривать проекты нормативных документов и давать заключения о целесообразности их принятия.
Национальное объединение строителей должно выделить средства на мониторинг административных барьеров, подготовку законодательных инициатив, научные исследования в сфере инвестиционного климата в строительстве.
Свою деятельность в указанном направлении Национальное объединение строителей должно осуществлять в тесном взаимодействии с Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и профильным Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
IV. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
4.1. Оценка состояния дел
Малый бизнес играет важнейшую роль в функционировании строительной отрасли Российской Федерации. Малый бизнес является источником многочисленных рабочих мест, он первым откликается на появление новых технологий в строительстве и обеспечивает их продвижение.
Следует отметить, что в строительной отрасли отсутствуют какие-либо федеральные программы по поддержке малого бизнеса. Вместо эффективных форм поддержки малого бизнеса отдельными федеральными органами исполнительной власти инициирован процесс сокращения Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Это предложение не воспринято профессиональным сообществом в связи с его некомпетентностью. Во-первых, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации единственным критерием включения того или иного вида работ в Перечень является степень опасности причинения вреда третьим лицам от возможных ошибок при выполнении указанных работ. Во-вторых, система саморегулирования обеспечивает малому бизнесу реальную защиту, т.к. подтверждение квалификации повышает конкурентоспособность малых предприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 года № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов», установлены недостигаемые для субъектов малого бизнеса требования к участникам рынка. Этим решением малый бизнес лишен права осуществления каких-либо строительных работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, что является еще одним ударом по развитию малого предпринимательства.
4.2. Задача Национального объединения строителей
Формирование благоприятной среды для деятельности малого бизнеса в строительстве.
4.3. Методы решения задачи
Национальное объединение строителей должно подготовить и внести в правительство предложения по поддержке и развитию микро и малого бизнеса в строительстве, в том числе предложения:
· по снижению размера отчислений в компенсационный фонд для субъектов микробизнеса;
· по формам поддержки работников предприятий микро- и малого бизнеса в части повышения квалификации;
· иные предложения по поддержке малого бизнеса.
Важная роль в этом отводится Комитету по поддержке малого бизнеса Национального объединения строителей. Он должен вносить предложения по определению конкретных направлений поддержки микро- и малого бизнеса в строительстве, рассматривать проекты нормативных документов и давать заключения о целесообразности их принятия. Свою деятельность в указанном направлении Национальное объединение строителей должно осуществлять в тесном взаимодействии с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой.
Национальное объединение строителей должно провести системную работу по подготовке предложений по совершенствованию Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В основе этой работы должен лежать глубокий анализ существующего в практической деятельности деления строительства на виды работ, а также анализ степени опасности работ, с тем, чтобы малоопасные работы были исключены из Перечня. Важная роль в этой работе отводится отраслевым комитетам Национального объединения строителей, которые должны внести свои предложения по совершенствованию Перечня.
Национальное объединение строителей должно провести системную работу по подготовке обоснованных предложений по совершенствованию минимальных требований к выдаче свидетельств о допусках в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства. В основе этой работы должен лежать глубокий анализ практической деятельности по строительству, реконструкции и капитальному ремонту каждого из видов особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
5.1. Оценка состояния дел
Из документов саморегулируемых организаций к наиболее важным относятся следующие:
· требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
· документ, определяющий процедуру приема в члены саморегулируемой организации, выдачи свидетельства о допуске к работам, внесения изменений в свидетельство, приостановления, прекращения действия свидетельства, выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации;
· документ, определяющий форму свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также порядок нумерации свидетельств;
· правила контроля саморегулируемой организации;
· правила саморегулирования «Требования к страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемой организации»;
· меры дисциплинарного воздействия;
· документ, устанавливающий порядок управления и распоряжения компенсационным фондом саморегулируемой организации.
В настоящий момент в Национальном объединении строителей организована системная работа по унификации документов саморегулируемых организации, а также по методологическому обеспечению деятельности саморегулируемых организаций. Советом Национального объединения строителей утверждена унифицированная система нумерации свидетельств о допусках к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Комитетом по страхованию и финансовым рискам завершается работа по утверждению унифицированных требований к страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций. Рабочей группой при Национальном объединении строителей подготовлено более 50% унифицированных требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
5.2. Задача Национального объединения строителей
Оказание содействия саморегулируемым организациям в совершенствовании их внутренней нормативной базы
5.3. Методы решения задачи
Национальное объединение строителей должно продолжить работу по унификации документов саморегулируемых организаций. Важная роль в этой работе отводится Рабочей группе по унификации документов саморегулируемых организаций, отраслевым комитетам Национального объединения строителей, координаторам по федеральным округам.
Национальное объединение строителей должно продолжить работу по организации системы консультирования саморегулируемых организаций. Разъяснения по поступающим запросам должны даваться Аппаратом Национального объединения в срок не позднее 10 рабочих дней, если для подготовки разъяснения не требуется получения разъяснения государственных органов.
VI. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СТРАХОВАНИЯ В СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
6.1. Оценка состояния дел
Страхование является одним из наиболее перспективных рыночных институтов обеспечения безопасности в строительстве. В результате наличия в Градостроительном кодексе Российской Федерации стимулирующих норм, все саморегулируемые организации установили в отношении своих членов обязанность страховать гражданскую ответственность в случае причинения вреда третьим лицам вследствие недостатков выполняемых строительных работ. Нельзя не отметить, что система страхования гражданской ответственности еще не сформировалась в должной мере. Достаточно часто встречается фиктивное страхование, не обеспечивающее реальное страховое покрытие в случае причинения вреда. Не во всех саморегулируемых организациях осуществляется контроль соблюдения требований к страхованию. Требования к страхованию по своему содержанию существенно отличаются в отдельных саморегулируемых организациях. Вместе с тем Национальным объединением строителей проводится активная работа по совершенствованию отношений в сфере страхования. Во исполнение протокола заседания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 07.09.2009 разработаны Методические рекомендации по страхованию, которые одобрены протоколом совещания в Министерстве регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2010 года. На основании Методических рекомендации разработаны и находятся на утверждении Комитета по страхованию и финансовым рискам Национального объединения строителей унифицированные требования к страхованию гражданской ответственности. Комитетом утверждены направления работы, предполагающие разработку унифицированных документов в области страхования иных рисков при строительстве, в том числе страхования имущества, жизни и здоровья работников.
6.2. Задача Национального объединения строителей
Формирование эффективного института страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, а также системы страхования имущества и иных строительно-монтажных рисков.
6.3. Методы решения задачи
Национальное объединение строителей должно продолжить работу по разработке и унификации документов саморегулируемых организаций в сфере страхования. Важная роль в этой работе отводится Комитету Национального объединения строителей по страхованию и финансовым рискам.
Национальное объединение строителей должно подготовить изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации по конкретизации норм страхования гражданской ответственности с целью пресечения фиктивного страхования.
В рамках Национального объединения строителей необходимо организовать ведение баз данных страховых полисов и страховых случаев.
Свою деятельность в указанном направлении Национальное объединение строителей должно осуществлять в тесном взаимодействии с Федеральной антимонопольной службой.
VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
7.1. Оценка состояния дел
Система повышения квалификации кадров для нужд строительной отрасли имеет существенные недостатки. Уровень знаний слушателей не контролируется, что приводит к формализму процесса обучения. Доступного реестра учебных заведений не ведется, что закрывает возможность оперативной проверки наличия соответствующей лицензии у образовательной организации. Реестра выдаваемых документов о повышении квалификации не ведется, что закрывает возможность оперативной проверки подлинности документа о повышении квалификации. Каждая учебная организация самостоятельно формирует программы повышения квалификации, что не позволяет определить, какими конкретно знаниями прирастает слушатель. Единых требований к уровню квалификации преподавателей не предъявляется, что допускает низкую квалификацию преподавателей. Как результат, получила широкое распространение практика открытой торговли документами о повышении квалификации. Борьба с этим явлением не ведётся. Повышение квалификации воспринимается строителями не как форма приобретения современных знаний, а как административный барьер.
7.2. Задача Национального объединения строителей
Перевод на качественно иной уровень системы повышения квалификации кадров для нужд строительной отрасли, а также формирование института аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности строительства.
7.3. Методы решения задачи
В качестве первоочередной меры Национальное объединение строителей должно определить требования к программам повышения квалификации. В отношении каждого из опасных видов работ в строительстве должна быть обобщена база технического регулирования, на основе которой сформированы образовательные модули. Для выдачи допуска к виду строительной работы саморегулируемыми организациями должны приниматься только документы о повышении квалификации по обучающим модулям в отношении указанного вида работы.
Необходимо установить минимальные требования к преподавательскому составу в отношении всех преподаваемых дисциплин. Для выдачи допуска к виду строительной работы саморегулируемыми организациями должны приниматься только документы о повышении квалификации от учебных организаций, предоставивших в Национальное объединение строителей сведения о соответствии преподавательского состава установленным требованиям.
Национальным объединением строителей должна быть введена в практику система обязательной итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации методом компьютерного тестирования. Для выдачи допуска к виду строительной работы саморегулируемыми организациями должны приниматься только документы о повышении квалификации, содержащие сведения о результатах аттестации слушателей.
Национальным объединением строителей должна быть сформирована общероссийская база данных курсов повышения квалификации в строительстве. В основе формирования базы – заявительный принцип. Для выдачи допуска к виду строительной работы саморегулируемыми организациями должны приниматься только документы о повышении квалификации от учебных организаций, предоставивших необходимые сведения для внесения в базу данных курсов повышения квалификации.
Важная роль в работе по совершенствованию системы повышения квалификации в строительстве отводится Комитету Национального объединения строителей по профессиональному образованию.
Свою деятельность в указанном направлении Национальное объединение строителей должно осуществлять в тесном взаимодействии с ведущими учебными заведениями России строительного профиля.
VIII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
8.1. Оценка состояния дел
Саморегулирование находится на стадии становления. Как при любой крупной реформе, время выявляет недостатки законодательства о саморегулировании, которые становятся предметом справедливой и несправедливой критики. Несомненно, что саморегулирование несет больше положительных последствий, чем отрицательных, однако об этом мало сообщают средства массовой информации. На этом фоне формируется необъективное общественное мнение в отношении последствий внедрения системы саморегулирования в строительной отрасли.
Система государственного лицензирования, несмотря на существенные доходы от посреднической деятельности федерального лицензионного центра, не смогла обеспечить открытое функционирование даже базы данных строительных организаций. В Российской Федерации отсутствуют и многие другие электронные базы данных, жизненно необходимые инвесторам, строителям и потребителям их работ. В результате на выполнение той работы, которую может сделать компьютер, неэффективно затрачивается рабочее время огромного количества людей, а во многих случаях отсутствие информации в открытых источниках порождает преступность, коррупцию и иные негативные последствия. При повсеместном внедрении электронных технологий это недопустимо.
8.2. Задачи Национального объединения строителей
Обеспечить широкое распространение информации о развитии саморегулирования в строительной отрасли, внедрение современных электронных технологий в системе саморегулирования.
8.3. Методы решения задачи
Аппарат Национального объединения строителей должен обеспечить проведение комплекса мероприятий по формированию положительного имиджа саморегулирования в строительстве. Национальное объединение строителей должно выделить средства на проведение информационной кампании в средствах массовой информации.
Необходимо организовать ежемесячное издание Бюллетеня Национального объединения строителей по тематике саморегулирования в строительстве и его распространение.
Необходимо обеспечить полное освещение деятельности Национального объединения строителей на собственном сайте, в том числе заседаний Совета, Комитетов, подкомитетов, рабочих групп, региональных совещаний.
Национальное объединение строителей должно предпринять меры по формированию следующих открытых баз данных:
• саморегулируемых организаций;
• экспертов саморегулируемых организаций;
• членов саморегулируемых организаций;
• кандидатов в члены саморегулируемых организаций;
• организаций, которым отказано во вступление в саморегулируемые организации;
• организаций, исключенных из членов саморегулируемых организаций;
• физических лиц, ответственных за обеспечение безопасного выполнения строительных работ;
• учебных организаций, осуществляющих повышение квалификации кадров для строительной отрасли;
• программ повышения квалификации;
• страховщиков, осуществляющих страхование гражданской ответственности строительных организаций;
• страховых полисов;
• страховых случаев.
Национальное объединение строителей должно предпринять меры по формированию системы подачи заявлений на выдачу свидетельств о допусках и внесение изменений в свидетельства о допусках в электронном виде за электронной цифровой подписью.
Национальное объединение строителей должно подготовить предложения по внедрению системы подачи уведомлений саморегулируемых организаций в орган надзора в электронном виде с электронной цифровой подписью.